Статистика блога
195
Записей
3169
Обращений
138993
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Из Послания в Послание народу Казахстана Президент страны Н.А.Назарбаев в качестве одного из главных приоритетов всегда обозначает человеческий капитал. В условиях четвертой промышленной революции среди 10 главных этот приоритет продолжает занимать особое место. О том, каковы ориентиры развития системы образования Костанайской области в условиях четвертой промышленной революции, порталу bilimdinews.kz рассказала руководитель управления образования акимата Костанайской области, доктор PHD Батима ДАУМОВА.

«Как известно, человеческий капитал – понятие, обозначающее накопленные знания, умения и мастерство, которыми обладает человек и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Все это позволяет как человеку, так и обществу в целом быть мобильными и конкурентоспособными.
В современных условиях, когда мы в доли секунд обмениваемся информацией, когда буквально на глазах меняется привычный ход вещей, понимаешь необходимость активной цифровизации образования Казахстана, развития критического мышления наших детей, что будет способствовать улучшению качества всей жизни. Что в этой связи уже сегодня имеется и будет развиваться в сфере образования области?

Следует начать с того, что в области ежегодно основная часть бюджета направляется на расходы образования. По сравнению с 2016 годом они увеличились на 3,1 млрд. тенге (в 2017 г. – 62,0 млрд. тенге; в 2016 г. – 58,9 млрд. тенге).
Сеть организаций образования области включает около 1300 объектов, предоставляющих детям различных категорий равный доступ к образовательным услугам на всех его уровнях.

К слову, в своем Послании Президент страны обозначил конкретные задачи практически на каждом уровне образования.
В системе дошкольного образования поставлена задача реализации программ раннего обучения детей.
На данный момент в области действуют 619 организаций дошкольного образования (из них 183 детских сада, 436 мини-центров, в т.ч. в полным днем пребывания – 157).
На протяжении ряда лет мы лидируем в республике по охвату детей дошкольным образованием от 3-х до 6-ти лет (99,6%). В г. Лисаковске уже достигнут 100%-ный охват за счет строительства детских садов в рамках программы «Нурлы жол» и ГЧП. Внедряя обновленное содержание, 7 педагогов дошкольных организаций г. Лисаковска являются авторами республиканских учебников и методических пособий.
В 45% (278) дошкольных организаций изучают английский язык, в 65% (400) — внедряют информационные технологии.
Готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения в значительной степени формируют занятия по обучению детей игре в шахматы, легоконструированию. В данном направлении успешно работают педагоги Житикаринского района, городов Костанай, Лисаковск.
Безусловно, для решения поставленной Президентом страны задачи необходимо вкладывать финансовые средства в дошкольные организации, а воспитателям – активно внедрять в процесс обучения и воспитания маленьких детей азы компьютерной грамотности.
Реализуя программы раннего развития, мы готовим детей к успешной адаптации в системе среднего образования.
И здесь надо идти в ногу со временем, чтобы соответствовать современным вызовам. Сегодня верным решением является активное внедрение цифровизации.

Мы уже не раз отмечали, что в области современным мультимедийным оборудованием оснащены 87,2% школ. Широкополосный доступ к сети Интернет (со скоростью от 4 до 10 Мегобит/сек.) имеют 98,8% школ.
В этом году укомплектование всех школ области оборудованием и обеспечение широкополосным доступом к Интернету будет завершено на 100%. На эти цели в т.г. предусмотрено около 650 млн. тенге (649 млн. 245 т.т.) из местного бюджета.
В настоящее время большое внимание уделяется цифровым образовательным ресурсам, их значимость в освоении информационного пространства неоспорима.

Мы понимаем эту необходимость, в связи с чем все школы области подключены к национальной платформе цифровых образовательных ресурсов BilimLand. По активации логинов и паролей, по количеству просмотров наша область входит в пятерку лидеров. Это свидетельствует о том, что практически каждый учитель-предметник активно пользуется крупнейшей коллекцией современного образовательного контента, а ученики самостоятельно получают сведения по тому или иному предмету как на уроке, так и в домашних условиях.
Сегодня 100% школ области подключены и к единой информационной системе электронных журналов и дневников «Күнделік», которая дает возможность педагогам, родителям и их детям быть мобильными в решении образовательных и воспитательных задач, получении соответствующих услуг и так же иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, находясь в любой точке страны.
Но необходимо двигаться дальше, внедрять в учебный процесс робототехнику, 3D-принтинг и моделирование. Согласно Дорожной карте по развитию человеческого капитала для цифровой экономики на 2018-2020 годы в текущем году Министерством образования и науки РК планируется разработать и внедрить учебные программы по предмету «Информационная грамотность» для 1-2 классов, «Основы информационно-коммуникационных технологий» в 3 классе, пересмотреть содержание программ для 5-11 классов с учетом IT-компетенций, 3D-принтинга, робототехники и актуальных языков программирования.
Следовательно, уже сейчас надо подготовить и соответствующую базу, для чего необходимо предусмотреть средства как в местных бюджетах, так и привлекая частные инвестиции.

К примеру, во всех СМИ уже прозвучало, что в городе Костанае по поручению акима области Мухамбетова А.Б. в сентябре т.г. планируется открытие специализированной школы-лицея-интерната IT-технологий на базе ШОД «Озат». Задача данной школы – не только прививать детям навыки 3D моделирования, создания персональных сайтов, WEB-приложений, но и обучать информационным технологиям на английском языке – языке мирового общения. Соответственно данная школа будет оснащена необходимым оборудованием, виртуальными лабораториями, кабинетом робототехники. Именно такой подход обеспечит будущее наших детей, их конкурентоспособность.
Безусловно, одной из задач является и создание безопасных условий обучения. С этой целью в т.г. на базе открываемой IT-школы планируется реализовать проект «Безопасная школа», которая позволит родителям отслеживать своего ребенка во время занятий, получать SMS-сообщения о его перемещениях, а сама школа будет защищена от несанкционированного проникновения в школу посторонних лиц.

В Послании Главы государства важная роль отводится и системе дополнительного образования, призванной развивать способности детей, предлагая им спектр дополнительных образовательных услуг. В нашей области охват детей внешкольными организациями составляет 60,1%, что выше показателя республики на 23,7%. В прошлом году в республиканском конкурсе технического творчества костанайская команда школьников заняла 1 место.
Однако наша первоочередная задача здесь — развитие многопрофильности дополнительного образования.
Не секрет, что наибольший процент охвата детей наблюдается в художественно-эстетическом направлении – 22,6%, в спортивном — 38%; но в техническом лишь — 2,5%.
Дорожной картой по развитию человеческого капитала обозначено, что в 2018 году необходимо предусмотреть открытие кружков по техническому творчеству, робототехнике и программированию в 30% школ области.
Согласно Посланию Президента страны в рамках программы «Рухани жаңғыру», для создания сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов, в организациях дополнительного образования каждого региона области до 30 марта т.г. будут установлены кабинеты цифровых технологий. Данные кабинеты включают в себя современное интерактивное оборудование, необходимые наборы для робототехники и 3D-моделирования. Установка таких кабинетов в каждом городе и райцентре области позволит увеличить охват детей, развивающих конструкторское мышление и занимающихся цифровыми технологиями.
Поднимая тему цифровизации, естественным образом возникает и необходимость повышения качества образования, особенно в обучении математическим и естественным наукам.
По итогам 1 полугодия качество знаний учащихся с 1 по 11 классы области составляет 62,1%, доля учащихся, успешно освоивших образовательные программы среди выпускников школ по естественно-математическим дисциплинам составляет 47,3% (в 2017 году — 45,3%).
В целом в 5-11 классах по итогам 2 четверти более половины учащихся успевают на «хорошо» и «отлично» по предметам естественно-математического направления (по физике – 59%, биологии – 67,1%, географии – 67,9%, информатике – 81,6%, математике – 55,1%, химии – 59,8%).
Если брать во внимание результаты международных исследований, то, к примеру, результаты PISA (оценивает по трем направлениям — математическая, читательская и естественнонаучная грамотность), которая проводится раз в три года, показали следующее.
Доля казахстанских учеников 15-летнего возраста, способных выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач и провести различие между научным и ненаучным вопросами, составила 33,8%. В два раза выше показатель результативности выполнения таких заданий демонстрируют сингапурские (75,3%), японские (72,2%) и эстонские (71%) участники международного теста. Из 72 стран-участниц по естественно-научному направлению школьники Казахстана заняли 42 позицию и набрали 456 баллов, что ниже среднего показателя на 37 пунктов; по математической грамотности – также 42 позиция и 460 баллов.
Это еще раз подтверждает необходимость обновления содержания образования, внедрение критериального оценивания и формирование критического мышления. Не случайно в данном направлении сегодня в стране идет активная работа. Прежде всего, такой подход поможет нашим детям эффективно использовать полученные знания, применять их на практике и распоряжается ими.

В целях повышения качества образования и усиления преподавания математических и естественных наук ведется поэтапное переобучение педагогов.
Всего в школах области работают 14225 педагогов. С целью повышения профессиональной компетентности педагоги области обучаются на курсах повышения квалификации в филиале ЧУ «Центр педагогического мастерства» в г. Костанае, филиале АО «НЦПК «Өрлеу» «РИПК СО», филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области».
Курсы повышения квалификации педагогов в рамках обновления содержания образования начались с мая 2016 года и включают в себя вопросы межпредметной интеграции, ожидаемых результатов обучения, непрерывности обучения, деятельностного подхода, дифференцированного обучения, системы оценивания учебных достижений, трехъязычного обучения, развития творчества, психологической комфортности. Таким образом, с 2016 года курсы повышения квалификации по программам в рамках обновления содержания образования прошли 8770 учителей.

В рамках внедрения трехъязычного образования с 2016 года ведутся предметно-языковые курсы повышения квалификации для учителей химии, биологии, физики, информатики, На начало 2018 года предметно-языковыми курсами повышения квалификации охвачены 635 педагогов, или 40% от общего числа учителей естественно-научного цикла.
Итоги республиканских предметных олимпиад прошлого года, где сборная школьников области заняла 2 место в цикле естественно-математических и гуманитарных наук, свидетельствуют о результативности учителей, работающих в обновленном режиме.
К слову, с этого года меняется и подход к аттестации педагогов. Министерством образования предлагается новая модель аттестации, в рамках которой устанавливаются следующие категории – педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер. Саму же аттестацию планируется проводить в два этапа: сдача национального тестирования, где 70% вопросов будут на знание предмета, и комплексное обобщение итогов деятельности.
Безусловно, все нововведения направлены на решение главной задачи – вооружить выпускников школ функциональными знаниями, когда он будет не только знать, но и критически подходить к своему профессиональному выбору.
В рамках реализации Послания Президента и программы «Рухани жаңғыру» перед образованием стоит задача усиления патриотического воспитания, пропаганды казахстанского образования.
Для этого постановлением акимата утвержден госзаказ на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием за счет расходов местного бюджета. В прошлом году выделен 41 грант по техническим, технологическим и педагогическим специальностям для местных вузов. В текущем году планируется выделение 200 грантов, 100 из которых – на медицинские специальности.
В своем обращении Н.А. Назарбаев акцентирует внимание и на обновлении системы технического и профессионального образования, ориентированном на международные стандарты Worldskills.
В Казахстане в рамках данных стандартов планируется создание 20 центров компетенций по отраслям, в нашей области будет создано 2 таких центра (на базе Костанайского политехнического высшего колледжа, Костанайского колледжа автомобильного транспорта), также планируем открыть еще 1 Центр на базе Костанайского индустриально-педагогического колледжа по продвижению IT-технологий, а также подготовке необходимых специалистов. Данный проект, конечно, требует большего времени и финансовых затрат на его реализацию. В настоящее время идет актуализация существующих программ по IT-компетенциям и разработка новых.
Благодаря Посланию Главы государства, актуальным остается проект «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех», который реализуется с января прошлого года за счет местного бюджета. В рамках данного Проекта уже поступили и обучаются 8288 слушателей и студентов (5136 ТиПО и 3152 краткосрочное обучение). За счет госзаказа и краткосрочного обучения на 65,5% увеличилась доля бюджетных мест, выделенных на рабочие профессии.
Также для обеспечения доступности профессиональной подготовки в области созданы 5 учебных центров профессионального образования по отраслевым направлениям, с сентября 2017 года в отдаленных регионах ведет свою работу Мобильный учебный центр на базе Костанайского индустриально-педагогического колледжа. Отмечу, что такие передвижные центры созданы только в пяти пилотных регионах республики (Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской областях).
Важной составляющей в реализации Послания народу Казахстана является продолжение работы по внедрению дуального обучения. В области по данной модели обучения работают 25 колледжей (всего – 40: 32 – гос., 8 частных), или 62,5% от общего числа колледжей, заключено 120 договоров с более 100 предприятиями области. Взаимовыгодное сотрудничество с такими предприятиями, как ТОО «Сарыаркаавтопром», АО «Агромашхолдинг», АО «Костанайские минералы», АО «Баян Сулу», ТОО БК-СТРОЙ налажено рядом колледжей, в т.ч. Костанайскими колледжами автомобильного транспорта и политехническим высшим, Житикаринским политехническим колледжем. О положительном опыте такого взаимодействия свидетельствует высокий показатель трудоустройства, который на текущий период составляет более 80%.
Для реализации поставленных Главой государства задач, необходимо продолжать внедрение дуального обучения. Сегодня в нем напрямую заинтересован сам работодатель, для того чтобы обучать будущие кадры на современном производственном оборудовании, тем самым участвуя в траектории учебного процесса.

Таким образом, Послание нашего Елбасы — это планомерная реализация стратегических задач Казахстана, одна из которых – обновление содержания образования на всех его уровнях.
Более того, Президент отметил, что «К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом»!
Такое признание воодушевляет и в то же время нацеливает на качественную и продуктивную работу каждого учителя в рамках обновленного образования, ключевым приоритетом которого является «развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний».

https://bilimdinews.kz/2018/02/06/%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B-%D1%80%D0%B...

Отправить письмом